Работу удобнее выполнять на подъемнике вдвоем.


Ослабляем затяжку гаек крепления задних колес.
Вывешиваем заднюю часть автомобиля и устанавливаем надежные упоры под раму автомобиля перед задним мостом.
Сливаем масло из редуктора (см. Замена масла).
Отсоединяем от моста карданный вал (см. Снятие карданной передачи).
Снимаем амортизаторы (см.Замена амортизатора).
Устанавливаем под балку моста домкраты.
Отворачиваем гайки стремянок рессор, снимаем накладки и подкладки рессор (см. Снятие, разборка рессоры и замена ее резиновых втулок).
Сняв колеса,…

Снятие заднего моста

…опускаем задний мост на тележку и выкатываем его из-под автомобиля.


Если тележки нет, мост можно выкатить на своих колесах (для этого их не снимаем).
Устанавливаем мост и снятые узлы и детали в обратной последовательности.
Гайки стремянок рессор окончательно затягиваем в положении «автомобиль на колесах».


Взаимозаменяемость шестерен ведущих мостов

Если изношены шестерни главной передачи (пары) в переднем или заднем мостах, не спешите покупать новые. Дело в том, что зубья шестерен изнашиваются в переднем и заднем мостах с разных сторон. Поэтому, если пары в комплекте поменять местами, в работу вступят неизношенные стороны зубьев. Кроме того, редуктор переднего моста вообще изнашивается гораздо меньше, т. к. работает реже.


Устранение течи масла между полуосью и ступицей

Если масло постоянно течет между фланцем задней полуоси и ступицей (при исправной прокладке) и, кроме того, отворачиваются болты крепления полуоси, — не пытайтесь «намертво» затянуть их, ибо это не поможет. Лучше попробуйте правильно отрегулировать зазор в подшипниках ступицы. Все упомянутые неисправности, включая риск повредить полуось, исчезнут.

Снимаем полуось (см. Снятие полуоси).
Отворачиваем контргайку ступицы и снимаем замочную шайбу (см. Регулировка подшипников ступицы).

Замена подшипников и манжеты ступицы

Трубчатым ключом «на 55» из штатного набора инструментов отворачиваем и снимаем регулировочную гайку подшипников.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Отверткой поддеваем и снимаем стопорную шайбу.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Стягиваем ступицу вместе с подшипниками и тормозным барабаном с кожуха полуоси. Если снять ступицу мешают тормозные колодки, то вращая болты эксцентриков, сводим колодки (см. Замена и регулировка тормозных колодок заднего колеса).

Замена подшипников и манжеты ступицы

Вынимаем внутреннее кольцо внешнего подшипника с роликами.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Отверткой поддеваем…

Замена подшипников и манжеты ступицы

…и снимаем манжету ступицы.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Вынимаем установленное под манжетой дистанционное кольцо…

Замена подшипников и манжеты ступицы

…и внутреннее кольцо внутреннего подшипника.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Молотком через выколотку из мягкого металла аккуратно выпрессовываем из ступицы наружное кольцо внутреннего подшипника.

Замена подшипников и манжеты ступицы

Вынимаем кольцо.


Не перепутайте наружные кольца подшипников, так как они подобраны на заводе по углу контакта роликов с кольцами. Иначе возможен быстрый износ и даже разрушение подшипников.


Замена подшипников и манжеты ступицы

Плоскогубцами сжимаем концы стопорного кольца внутреннего подшипника и вынимаем кольцо.

Аналогично выпрессовываем кольцо наружного подшипника и вынимаем стопорное кольцо.
Промываем внутреннюю полость ступицы и другие детали керосином или дизельным топливом. Смазываем посадочные места подшипников трансмиссионным маслом. Устанавливаем подшипники в обратной последовательности, обильно покрыв их кольца и ролики смазкой Литол-24 или другой. Эту же смазку закладываем между подшипниками слоем толщиной 10–15 мм. Устанавливаем ступицу и регулируем подшипники (см. Регулировка подшипников ступицы).

Вывешиваем заднее колесо или весь задний мост автомобиля.
Для удобства колесо можно снять.

Снятие полуоси

Головкой «на 14» отворачиваем 10 болтов крепления фланца полуоси к ступице.

Наживляем в два резьбовых отверстия фланца болты с резьбой М10.

Снятие полуоси

Ключом «на 14» равномерно заворачиваем болты, отрывая фланец полуоси от ступицы.

Снятие полуоси

Вынимаем полуось.

Между фланцем и ступицей установлена бумажная прокладка.
Устанавливаем полуось в обратной последовательности, при необходимости заменив прокладку.

Вывешиваем заднее колесо.
Снимаем полуось (см. Снятие полуоси).

Регулировка подшипников ступицы

Зубилом или бородком отгибаем край замковой шайбы.

Регулировка подшипников ступицы

Трубчатым ключом «на 55» из штатного набора инструментов отворачиваем контргайку подшипников…

Регулировка подшипников ступицы

…и снимаем ее.

Регулировка подшипников ступицы

Отверткой поддеваем и вынимаем замковую шайбу. Она установлена отгибным усом наружу.

Регулировка подшипников ступицы

Трубчатым ключом «на 55» заворачиваем регулировочную гайку ступицы до упора, постоянно поворачивая рукой ступицу для самоустановки роликов в подшипниках.

Трубчатым ключом «на 55» заворачиваем регулировочную гайку ступицы до упора, постоянно поворачивая рукой ступицу для самоустановки роликов в подшипниках.
Проверяем регулировку подшипников, вращая ступицу рукой. Она должна вращаться свободно, без заеданий, щелчков и люфта.
Аналогично регулируем подшипники ступиц других колес.
Зубилом загибаем край замковой шайбы на грань контргайки. Окончательно проверяем правильность регулировки подшипников, проехав 5–10 км без интенсивных торможений. Если ступица сильно нагревается (рука не терпит), ослабляем затяжку регулировочной гайки на 1/6 оборота как указано выше. Если нагрев ступицы при движении продолжается, возможно, повреждены подшипники или в них недостаточно смазки (см. Замена подшипников и манжеты ступицы).

Заменяем масло сразу после поездки, пока оно не остыло.


Удобнее работать на смотровой канаве или подъемнике.


Очищаем пробки заливного и сливного отверстий редуктора заднего моста от грязи. Устанавливаем под сливное отверстие широкую емкость объемом около 2 л.

Замена масла

Шестигранным ключом «на 12» отворачиваем пробку сливного отверстия редуктора.

Замена масла

Сливаем масло в емкость.

Очищаем пробку от частиц металла и заворачиваем ее на место.

Замена масла

Тем же ключом отворачиваем пробку заливного отверстия.

Замена масла

Масляным шприцем заливаем в редуктор свежее трансмиссионное масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.

Заворачиваем пробку на место и затягиваем ее.
Если отработанное масло темного цвета или в нем заметны частицы металла, перед заливом свежего масла промываем редуктор, для чего после слива старого масла заливаем в редуктор около 0,5 л смеси трансмиссионного или моторного масла с 20–30 % керосина или дизельного топлива. Отключаем передний мост, подставив под передние колеса упоры, вывешиваем одно из задних колес или мост целиком. Пускаем двигатель и включаем I передачу на 2–3 мин, после чего полностью сливаем промывочное и заливаем в редуктор свежее трансмиссионное масло.
Аналогично заменяем масло в колесных редукторах *.
* Для автомобилей с колесными редукторами