Работаем вдвоем на смотровой канаве.

1)Отключаем аккумуляторную батарею.
2)Сливаем из двигателя масло и охлаждающую жидкость
3)Снимаем переднюю панель (см. Снятие передней панели).
4)Снимаем радиаторы (см. Снятие радиатора и жалюзи и Снятие масляного радиатора).
5)Снимаем насос гидроусилителя* с кронштейна, не отсоединяя шлангов (см. Снятие насоса гидроусилителя).
6)Снимаем карбюратор с двигателя или отсоединяем от карбюратора тяги управления дроссельными и воздушной заслонками, шланги и наконечники проводов (см. Снятие карбюратора).
7)Отсоединяем от топливного насоса подводящий шланг (см. Снятие и разборка топливного насоса).
8)Отсоединяем низковольтный провод от датчика-распределителя (см. Снятие датчика-распределителя).
9)Отсоединяем высоковольтный провод от катушки зажигания (см. Замена катушки зажигания).
10)Отсоединяем от двигателя шланги отопителя (см. Замена крана отопителя и Замена насоса охлаждающей жидкости).
11)Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора (см. Замена приемной трубы).
12)Отсоединяем от впускного трубопровода шланг вакуумного усилителя тормозов (см. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора).
13)Отсоединяем провода от датчиков систем смазки и охлаждения (см. Замена датчиков системы смазки и Замена датчиков указателя температуры и перегрева охлаждающей жидкости).
14)Отсоединяем наконечники проводов от выводов стартера и генератора (см. Снятие генератора и Снятие стартера).
15)Снимаем рабочий цилиндр с картера сцепления (см. Снятие рабочего цилиндра гидропривода), не отсоединяя шланга.
16)Отсоединяем плетеный провод «массы» от двигателя.
17)Закрепляем тросы подъемного устройства на двигателе: в передней части — за кронштейн головки блока цилиндров, а в задней — за монтажную проушину.
18)Отворачиваем гайки болтов крепления опор силового агрегата (см. Замена опор силового агрегата).
19)Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач).

Снятие двигателя

Извлекаем двигатель из моторного отсека. При этом нужно следить за тем, чтобы не повредить узлы и детали, установленные в моторном отсеке.


Устанавливаем двигатель в обратной последовательности.
Если подходящего оборудования для подъема двигателя нет, его можно снять с двумя помощниками, привязав двигатель к стальной трубе диаметром 50–80 мм. Для этого максимально облегчаем двигатель, сняв с него все навесное оборудование, маховик и головку блока цилиндров.

Замена опор силового агрегата

Расшплинтовываем гайку болта крепления правой опоры двигателя.

Замена опор силового агрегата

Ключом «на 19» отворачиваем гайку, удерживая ключом «на 17» болт крепления опоры.


Приподнимаем правую сторону двигателя домкратом, уперев его в отбортовку поддона картера.

Замена опор силового агрегата

Снимаем опору,…

Замена опор силового агрегата

…состоящую из распорной втулки, гнезда, верхней подушки с шайбой, защитного колпака и нижней подушки с шайбой.


Устанавливаем новую опору в обратной последовательности.
Аналогично заменяем опору с левой стороны двигателя.
Для замены задних опор силового агрегата, снимаем накладки пола (см. Снятие механизма привода стояночного тормоза).

Замена опор силового агрегата

Расшплинтовываем гайку опоры.

Замена опор силового агрегата

Ключом «на 19» отворачиваем гайку, удерживая болт крепления опоры ключом «на 17».

Замена опор силового агрегата

Снимаем нижнюю подушку с шайбой.


Приподняв на домкрате одну сторону опорной пластины,…

Замена опор силового агрегата

…снимаем верхнюю подушку с гнездом и шайбой.


Устанавливаем опору в обратной последовательности.
Аналогично заменяем другую заднюю опору.


Притирать клапаны необходимо при их замене или установке в новую головку блока цилиндров.
Снимаем клапан.

Притирка клапанов

Наносим притирочную пасту на фаску клапана и устанавливаем его в соответствующую втулку головки.

Притирка клапанов

Закрепляем на ножке клапана приспособление для притирки и, прижимая клапан к седлу, поворачиваем его в обе стороны.

Притирка клапанов

Продолжаем притирку до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана полностью по всей своей ширине и длине не станет матовой и чистой.


Также должна выглядеть и фаска на седле клапана.
Стираем ветошью с клапана и седла остатки пасты.
Устанавливаем клапан и детали его крепления на место, заменив маслоотражательный колпачок. Аналогично притираем остальные клапаны.


Операцию можно выполнить без демонтажа двигателя с автомобиля.

Метка на шестерне коленчатого вала должна совпадать с меткой на шестерне привода распределительного вала.

Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Снимаем поддон картера (см. Снятие поддона картера).
Снимаем масляный насос (см. Снятие и разборка масляного насоса).

Снятие шатунно-поршневой группы двигателя

Если не запланирована работа по замене гильз* блока цилиндров, после снятия головки блока цилиндров необходимо зафиксировать их приспособлениями, чтобы они не сдвинулись при перемещении поршней.


Снятие шатунно-поршневой группы двигателя

Головкой «на 15» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна.


Снимаем крышку шатуна. Рукояткой молотка выталкиваем поршень с шатуном вверх и…

Снятие шатунно-поршневой группы двигателя

…вынимаем его из цилиндра.


Пометив положение гильзы в блоке цилиндров, специальным съемником выпрессовываем ее. При отсутствии съемника,…

Снятие шатунно-поршневой группы двигателя

…через оправку из мягкого металла выбиваем гильзу.


Вынимаем гильзу и прокладку. Дальнейшую работу по разборке, а также сборке и установке шатунно-поршневой группы проводим в последовательности показанной на снятом двигателе

Снятие шатунно-поршневой группы двигателя

Окончательно затягиваем гайки крышек шатунов динамометрическим ключом с удлинителем моментом 6,8–7,5 кгс.м.


Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор(см. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора).

Разборка головки блока цилиндро

Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления корпуса термостата.

Разборка головки блока цилиндро

Снимаем корпус термостата…

Разборка головки блока цилиндро

…и его прокладку.

Разборка головки блока цилиндро

Ключом «на 24» отворачиваем...

Разборка головки блока цилиндро

…и снимаем кран отопителя.

Разборка головки блока цилиндро

Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления задней крышки головки блока.

Разборка головки блока цилиндро

Снимаем крышку с прокладкой.


Рассухариваем клапан и снимаем маслоотражательный колпачок клапана (см. Замена маслоотражательных колпачков).

Разборка головки блока цилиндро

Вынимаем клапан из направляющей втулки.


Аналогично вынимаем другие клапаны.