Стартер

1 – колпак защитный;
2 – шайба запорная;
3 – щетка;
4, 5 – выводы;
6 – крышка тягового реле;
7 – контактная пластина;
8 – тяговое реле;
9 – обмотка реле;
10 – шток;
11 – возвратная пружина;
12 – сердечник;
13 – рычаг;
14 – крышка передняя;
15 – ось рычага;
16 – удлинитель крышки;
17 – ролик;

18 – ведущая (приводная) шестерня;
19 – втулка;
20 – кольцо пружинное;
21 – втулка упорная;
22 – вал;
23 – обгонная муфта;
24 – пружина;
25 – полумуфта включения;
26 – опора промежуточная;
27 – статор;
28 – обмотка статора;
29 – ротор (якорь);
30 – коллектор;
31 – крышка задняя;
32 – щеткодержатель.


На автомобиле может быть установлен стартер 42.3708 или 4211.3708-01, либо 62.3708. Стартеры имеют практически одинаковую конструкцию. Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с двухобмоточным электромагнитным тяговым реле. Стартер крепится к картеру сцепления двумя шпильками.

Техническая характеристика стартера 42.3708:

Номинальное напряжение, В

12

Номинальная мощность, кВт

1,7

Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А

700

Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А

80

Крутящий момент, не менее, кгс.м

1,6

Описание конструкции

Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзографитовые подшипники скольжения (втулки), в которых вращается вал якоря.

На валу якоря установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Муфта передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания реле должно быть не менее 8В при 20 °С. Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера. Статор, ротор и тяговое реле проверяют на короткое замыкание (или обрыв) обмоток, неисправные узлы заменяют в сборе. Внешним осмотром проверяют состояние коллектора и щеток – износившиеся щетки заменяют, замасленный коллектор обезжиривают уайт-спиритом или бензином.