Вам потребуются: ключ «на 10», головки «на 15», «на 17», «на 19».
1. Снимите масляный картер и его прокладку (см. «Замена уплотнения масляного картера»).
2. Снимите масляный насос (см. «Снятие, ремонт и установка масляного насоса»).
3. Снимите цепи привода распределительных валов (см. «Замена цепей и шестерен газораспределительного механизма»).

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

4. Выверните шесть болтов 1 крепления маховика, снимите шайбу 2 болтов маховика и снимите маховик 3.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

5. Выверните шесть болтов 1 и снимите сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала. Снимите прокладку сальникодержателя.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

6. Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры. Выверните болты 1 и снимите крышки 6 коренных подшипников. Если крышки сидят плотно, сбейте их несильными ударами молотка. Выньте верхние полукольца 4 упорного подшипника. Выньте коленчатый вал 2 в сборе с шестерней и втулкой 7.

Предупреждение Крышки коренных подшипников обрабатывают совместно с блоком цилиндров, поэтому они невзаимозаменяемы и обезличивать их при снятии запрещено.
7. Выньте из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши и нижние полукольца упорного подшипника.

Примечание
Если не собираетесь менять вкладыши, пометьте их, чтобы установить на прежние места.


8. Промойте все детали бензином и просушите.
9. Осмотрите коленчатый вал. Если на нем есть трещины или следы перегрева, замените вал.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

10. Выверните пробки, промойте бензином и продуйте сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала. Заверните пробки и затяните их моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м).

11. Если на коренных и шатунных шейках обнаружены незначительные задиры или овальность шеек превышает 0,01 мм, следует прошлифовать шейки под ремонтный размер. После шлифования отполируйте шейки.
Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, которые указаны в табл. 5.4. Острые кромки фасок масляных каналов притупите с помощью абразивного конуса. После шлифования промойте коленчатый вал, продуйте сжатым воздухом масляные каналы, установите вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.


Таблица Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409.10

Наименование детали

Номинальный диаметр,мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Зазор, мм

Натяг, мм

Предельно допустимый, мм

min

шах

min

шах

зазор

размер

Коленчатый вал

62,0
1-й ремонтный 61,75-0,035


2-й ремонтный 61,5-0,035


3-й ремонтный размер 61.25-0,035

Вкладыши коренных подшипников

1-й ремонтный
67,0+0,019-2(2,5-0,08)
1-й ремонтный
67,0+0,019-2(2,625-0,08)
2-й ремонтный
67,0+0,019-2( 2,75-0,08)
3-й ремонтный
67,0+0,019-2(2,875-0,08)

0,019

0,019

 

0,019

0,019

0,073

0,073

 

0,073

0,073

61,92 (шейка коленчатого вала)

Коленчатый вал

56,0-0,035
1-й ремонтный 55,75-0,035


2-й ремонтный 55,5-0,035


3-й ремонтный размер 55.25-0,035

Вкладыши шатунных подшипников

1-й ремонтный
60,0+0,019-2(2,0-0,08)
1-й ремонтный
60,0+0,019-2(2,125-0,08)
2-й ремонтный
60,0+0,019-2( 2,25-0,08)
3-й ремонтный
60,0+0,019-2(2,375-0,08)

0,009

0,009

 

0,009

0,009

0,063

0,063

 

0,063

0,063

55,92 (шейка коленчатого вала)

Коленчатый вал

38,0+0,020

Шкив

38,0+0,050

0,005

0,047

Коленчатый вал

38,0+0,020

Втулка шкива

38,0+0,050

0,005

0,047

Коленчатый вал

40,0+0,027

Звездочка коленчатого вала

40,0+0,027

0,018

0,027

Маховик

40,0+0,012

Подшипник носка первичного вала

40,0-0,011

0,001

0,028

Коленчатый вал

40,0+0,038

Маховик

40,0+0,012

0

0,032

Маховик

292,0+0,64

Зубчатый венец

292,0+0,15

0,39

0,64

Коленчатый вал

34,0+0,05 (длина коренной шейки №3)

Постель коренного подшипника №3 и шайбы упорного подшипника

29,0-0,06 + 2(2,5-0,05) (ширина постели + толщина шайб)

0,06(осевой)

0,27 (осевой)

0,36 (осевой)

34,06 (длина шейки) 26,84 (ширина по­стели)

Передний сальник коленчатого вала

70,0+0,4

Крышка цепи

70,0-0,07

0,20

0,47

Задний сальник коленчатого вала

100,0+0,5

Сальникодержатель

100,0-0,087

0,3

0,527

Маховик

40,0-0,12

Втулка распорная

40,0-0,1

0,072

0,488

Радиальное биение коренных шеек коленчатого вала

0,02 (биение)

0,04 (биение)

Овальность шеек коленчатого вала

0.005 (овальность)

0,01 (овапь ностъ)

12. Осмотрите вкладыши коренных подшипников. Если на них есть задиры, отслоения и другие дефекты, замените вкладыши.
13. Осмотрите маховик. Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры и другие дефекты на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, замените маховик. Замените также маховик с трещинами.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

14. В маховик запрессован подшипник закрытого типа, выполняющий функцию опоры носка первичного вала коробки передач. Осмотрите подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание и пр.) замените подшипник.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

15. Выпрессуйте подшипник из маховика.

Снятие ремонт и установка коленчатого вала

17. Осмотрите передний и задний сальники коленчатого вала в передней крышке блока цилиндров и сальникодержателе. На них не должно быть повреждений (надрывов, износа рабочей кромки и др.).
Поврежденные сальники замените, для чего выньте с помощью отвертки старый сальник и запрессуйте новый.
Причем старый сальник можно использовать как оправку.

Полезный совет
При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника независимо от их состояния.


18. Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — меньше 61,92 мм, прошлифуйте шейки под ремонтный размер.

Предупреждение
Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только размер одной шейки меньше указанного предельно допустимого размера.


19. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм. Зазоры можно рассчитать путем замера диаметров шеек коленчатого вала и отверстий в коренных подшипниках с установленными вкладышами или с помощью калиброванной пластмассовой проволоки. Замерьте зазоры в следующем порядке:
– очистите шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников от отложений из масла;
– уложите коленчатый вал в постели коренных подшипников с установленными вкладышами;
– положите на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки;
– установите крышки коренных подшипников с вкладышами, вверните болты крепления крышек и затяните моментом 100 Н·м (10,0 кгс·м). При этом не проворачивайте коленчатый вал;
– снимите крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определите зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.
20. Установите коленчатый вал в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
– в крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками;
– верхние полукольца упорного подшипника устанавливают в проточки постели коренного подшипника№3 антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, причем усики полуколец должны войти в проточки крышки;
– перед установкой смажьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полукольца упорного подшипника чистым моторным маслом;
– затяните болты крышек коренных подшипников моментом 100–110 Н·м (10,0–11,0 кгс·м);
– затяните болты крепления маховика моментом 72–80 Н·м (7,2–8,0 кгс·м);
– перед присоединением шатунов проверните коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.